вернуться в раздел статей
вернуться на главную страницу
Эксплуатация парусно-весельных швертботов «Драскомб Логгер» на акватории залива Петра Великого Японского моря

Евгений Храмов

Все началось с идеи строительства нескольких небольших парусников под туристский маршрут. На каждом судне несколько туристов под руководством «шкипера – инструктора» совершают многодневный поход по заливу Петра Великого с остановками на ночлег в различных, интересных местах.

Под эту задачу выбрали проект Дрэскомб Логгер, опубликованный в журнале Катера и Яхты № 72, 1978 г. Основные достоинства этого проекта:

Хорошая мореходность и надежность, проверенные временем.
Простота конструкции, легкость в управлении.
Относительная дешевизна и простота постройки.
Возможность подойти и высадиться на любой необустроенный берег.
Возможность вытащить швертбот на берег силами экипажа (при необходимости).
Небольшие габариты, позволяющие снизить расходы на содержание и хранение.

В 1991 году на предприятии «Восточная верфь» были построены первые три швертбота. Первый корпус собирался на латунных гвоздях-заклепках с шайбами, как предписано проектом. Последующие - уже на латунных шурупах. Это оказалось более технологичным. Бизань-выстрел был установлен в плоскости палубы. Его рабочий конец (там, где расположен блок бизань-шкота) оказался гораздо ближе к воде, чем предусмотрено проектом. Впоследствии это привело к поломкам выстрелов. В остальном, отступлений от проекта практически не было. В качестве клея повсеместно использовалась эпоксидная шпаклевка ЭП 0010. Последующая эксплуатация швертботов не выявила отличий между корпусами, построенными по разным технологиям.  Паруса были сшиты из обычного палаточного брезента, так как другой ткани в то время у нас достать было практически невозможно.

Дрэскомб до модификации

В мае того же года состоялись ходовые испытания. Сразу стало ясно, что необходимо менять саму идею туристского маршрута. Дело в том, что выдержать многодневный поход на таком судне и при этом получать удовольствие может только очень большой любитель отдыха под парусами. Да и снаряжения для полноценного отдыха на природе необходимо гораздо больше, чем можно погрузить в такой швертбот. Поэтому было решено организовать палаточный городок для проживания туристов на одном из островов залива Петра Великого. Швертботы должны базироваться там же и использоваться для непродолжительных прогулок под парусом, обучению основам морского дела, рыбалки.

Эта идея была реализована летом 1991 года. С тех пор, вот уже 13 навигаций Парусный туристский маршрут «Острова в океане» дарит людям радость активного отдыха у моря и общения с парусами.

Коммерческая эксплуатация швертботов сразу же подтвердила, что проект был выбран правильно. Швертботы оказались очень мореходными и надежными. Швертботом может управлять один человек, даже если ему никто не помогает. Это очень важно, когда на борту абсолютно необученный экипаж из женщин и детей! За все годы мы ни разу не перевернули швертбот. Бывало, выходили в море и в проливах между островами встречали волну высотой до четырех метров! В наших краях это не редкость: зыбь приходит из Японского моря. Два швертбота шли параллельными курсами. Когда оба попадали во впадины между волн, соседям были видны только кончики грот-мачт. Мы могли без опаски эксплуатировать швертботы при силе ветра до 10-12 м/сек. Бывало, что шторм налетал неожиданно и ветер усиливался настолько, что под всеми парусами идти было опасно. Швертбот неплохо идет под стакселем и бизанью при полностью убранном гроте.

Вариант швертбота без рубки, с полностью открытым кокпитом очень удачно подходит для непродолжительных прогулок или выходов на рыбалку с туристами. На швертботе могут «с некоторым комфортом» разместиться шесть человек, не мешая друг другу.

Очень полезной оказалась возможность использовать швертбот как весельную лодку. При подходах к берегу, при швартовках, при проходах через узкие и мелкие места весла используются постоянно. Кроме того, если необходимо отойти, например, на рыбалке, всего на пару сотен метров в сторону – нет необходимости поднимать паруса. Для детей мы устраивали гонки на веслах между двумя швертботами. Очень увлекательное мероприятие! Да и некоторые взрослые туристы отмечали, что именно весла помогают им почувствовать радость физических упражнений, да еще не в условиях потных спортзалов – а на свежем морском воздухе. Если ветер стихает окончательно, именно весла помогают команде все же добраться домой и успеть к вкусному ужину. В основном мы используем одну пару весел, расположенных впереди. Этого обычно достаточно. Гребцы задней пары весел начинают мешать рулевому (или наоборот). Две пары гребцов должны работать очень слаженно, чтобы не мешать друг другу. В условиях прогулок с необученными туристскими экипажами слаженной работы гребцов достичь бывает очень трудно. Да и лишняя пара весел на дне швертбота занимает необходимое «комфортное» пространство. Два года назад мы изготовили новую партию весел для наших швертботов. Родные и другие, просто приспособленные весла мы успешно переломали за прошедшие 11 навигаций.

На швертботах предусмотрена установка лодочного мотора с габаритами не больше нашего «Ветерка». Под мотором швертбот тоже неплохо идет. К сожалению, из-за несколько большей, чем под парусом, скорости, кокпит швертбота постоянно забрызгивается. Совсем спокойная вода в условиях моря бывает крайне редко. Мы использовали «ветерки» как аварийный вариант, если надо быстро добраться до соседнего острова. Но в последствии отказались от их использования. «Ветерок», даже при хорошем уходе, очень ненадежный мотор, особенно в соленой воде. Покупку импортного лодочного мотора для швертботов мы посчитали нецелесообразной. Швертботы хорошо ходят и без моторов. А для экстренных случаев и для дополнительного сервиса мы приобрели обычную моторную лодку.

Мы можем подойти и высадиться на галечный пляж даже при волнении у берега до одного метра! Это бывает очень кстати для наших туристов. После одно – трех часового перехода к соседнему острову очень приятно ступить на твердый берег. Для длительной стоянки или во время штормов мы вытаскиваем швертботы на берег по деревянным слипам.

Возможность вытащить швертботы на берег оказалась очень кстати и для проведения ремонта. Бывало, под управлением не очень опытного инструктора, швертбот на волнении бился о подводную скалу и получал трещину-пробоину. Начинала поступать вода, но как правило швертбот своим ходом вместе с пассажирами добирался к месту стоянки в палаточном городке. Воду вычерпывали на ходу непрерывно. Потом швертбот вытаскивали на берег, и в спокойной обстановке с минимальным инструментом ставилась временная заплатка на болтах. Высушить и проклеить фанеру в условиях острова летом практически невозможно. Временная заплатка нормально стояла остаток сезона. Впоследствии, во время весенней подготовки швертботов к сезону временные заплатки убирались. Пробоины проклеивались эпоксидной смолой со стеклотканью. Таких заплаток, сначала временных, а потом постоянных, на каждом корпусе у нас уже по 3-4 штуки. К сожалению, не всегда есть возможность принять на работу хорошего инструктора, знакомого с морской практикой.

По прошествии многих лет мы поняли, что именно эти швертботы сделали наш маршрут уникальным и запоминающимся, они внесли в программу отдыха огромную долю романтики.

Модификация швертбортов для эксплуатации на акватории залива Петра Великого Японского моря

 

  © 2004 http://drascombes.narod.ru
design by
Breeze
 
Используются технологии uCoz