Схема сезневки паруса к мачте.

1Мачта (грот или бизань).
2 Тонкий фал Ф2.5 мм, поддерживающий веревочные кольца сезневки в горизонтальном положении.
3 Места расположения узлов, связывающих фал 2 и веревочные кольца 8.
4 Топовая оковка мачты.
5 Блок грота (бизань) фала.
6 Грот (бизань) фал.
7 Передняя шкаторина паруса.
8 Веревочные кольца.
9 Люверсы на передней шкаторине паруса.
 

Много лет мы использовали традиционную схему сезневки паруса к мачте. Все очень просто, но, к сожалению, работает не очень хорошо. Петли сезневки меняют свои размеры при постановке и уборке паруса. Из-за этого сезневка плохо скользит даже по очень гладкой лакированной мачте, что вызывает дополнительные трудности. Нам приходится ставить и убирать паруса по много раз в день, иногда в сильный ветер. Порой просто некогда бывает «бороться с оборудованием». Даже использование для сезневки фала с более «скользкой» оплеткой из лески не дало ощутимого облегчения работы с парусами.

Один из наших шкиперов предложил следующую схему сезневки. Парус через люверсы на передней шкаторине привязывается к мачте веревочными кольцами фиксированной длины. Длина колец выбирается такой, чтобы кольца легко проходили через самую толстую часть мачты. Кольца к парусу привязываются так, чтобы узлы кольца не давали самому кольцу вращаться вокруг мачты через люверс. Кольцо «зафиксировано» в люверсе. С противоположной стороны от люверса на кольце предварительно делается обычный простой узел 3. Через этот узел продевается и здесь же завязывается для фиксации от вертикального перемещения колец поддерживающий фал 2, верхний конец которого жестко закреплен на фаловом углу паруса. В верхней части поддерживающий фал тоже образует кольцо вокруг мачты для равномерного распределения относительно паруса «поддерживающего» усилия. Вся схема вяжется последовательно сверху вниз на установленной мачте. Во время подъема паруса поддерживающий фал не позволяет отклоняться кольцам сезневки от горизонтального положения, тем самым существенно облегчает работу с парусами.

Очевидно, что эта схема не позволяет быстро снять парус с мачты для ремонта, не демонтируя мачту. Но за 13 лет эксплуатации швертботов в наших конкретных условиях нам не приходилось снимать паруса в разгар сезона. Осенью мы разбираем швертботы для зимнего хранения. Убираем мачты. Снимаем топовые оковки. И просто снимаем паруса с мачт, не развязывая всей системы сезневки. Весной все повторяется в обратном порядке. Очень удобно.

Эта схема применяется нами уже несколько лет на грот и бизань парусах.

(c) Евгений Храмов 

Используются технологии uCoz